Воспитание искусством

Расширение границ классического танца

Областной журнал «Самара и Губерния»,

номер 2#2015 (июль)

Самарское хореографическое училище не перестаёт удивлять и радовать поклонников, любителей, экспертов классического танца успехами своих воспитанников. В этом году студенты были отмечены дипломами за мастерство и достойные выступления в различных конкурсах хореографического искусства, в том числе международного уровня. Подготовка в стенах училища на сегодняшний день ведётся как никогда разносторонне, в первую очередь с целью адаптации и социализации артистов, смягчения изоляционизма и авторитарности профессии. Но несмотря на то, что балет — одна из самых консервативных систем и училище поддерживает сложившуюся сотнями лет традиционную модель подготовки танцовщиков, работа в изучении мировых методик преподавания балета всё же ведётся. О результатах сотрудничества училища с европейскими преподавателями говорить ещё рано, должна пройти не одна сессия передачи опыта, однако заряд и вдохновение, полученные от этих практик, уже проявляются в желании студентов расширить границы представления о собственных возможностях и применить знания в стремлении превзойти не кого бы то ни было, а самого себя. Это вдохновение не могло не отразиться на хороших результатах итоговой аттестации, великолепных выступлениях на отчётном и выпускном концертах студентов и выпускников 2015 года.

Отчётный концерт и итоговая аттестация

Отчётный концерт Самарского хореографического училища стал ежегодным культурным событием города, обязательным к посещению ценителями классического искусства. С каждым годом выступления студентов становятся ярче, профессиональнее, интереснее. Очевидны рост мастерства, усложнение программы, новизна репертуара. Всё это в целом, вкупе с красотой костюмов и декорациями доставляет эстетическое удовольствие, а сам уровень выступления заслуживает высокой оценки и вызывает гордость за организацию образовательного процесса в стенах Самарского хореографического училища таким образом, что на сцену выходят состоявшиеся артисты.

Этот действительно высокий уровень был отмечен и на государственном экзамене председателем комиссии Алексеем Фомкиным, кандидатом педагогических наук, доцентом, заместителем директора культурного центра «Москвич».

Алексей Фомкин: «Я уже второй год являюсь председателем государственной комиссии на экзамене Самарского хореографического училища и хочу сказать, что студентки очень хорошо обучены. Они продемонстрировали вышколенность движений и мастерство владения телом, освоенное по методике обучения А. Я. Вагановой. Ведь именно питерская школа заложила основы тогда ещё куйбышевского балета. В училище опираются на эти традиционные формы преподавания танца, хотя это достаточно сложно реализовывать в современных условиях. Обязательно должна присутствовать преемственность, а здесь к этому особенно трепетно относятся».

Мировые тенденции

Несмотря на устоявшиеся каноны в преподавании классического танца, продолжаются поиски подходов, позволяющих понять и освоить высокую и сложную материю хореографического искусства. С одной стороны, балетные школы, как западные, так и российские, очень консервативны в отношении новых взглядов на методику преподавания, с другой, приходит понимание, что развитие индивидуальности артиста происходит путём непрерывного анализа его собственных движений, реакций и мыслей. Естественность так же важна для артиста, как и вышколенность по системе, поэтому в систему всё же проникают новые концепции обучения.

Научно обоснованная методика Мартина Путтке, знакомство с которой состоялось в Самарском хореографическом училище, дала возможность педагогам и студентам пересмотреть и расширить свои представления об управлении телом в процессе анализа собственных движений. Приглашённый педагог познакомил преподавателей с новым инструментом обучения детей наиболее органичным методом, с возможностью учить, «не ломая» индивидуальность; а танцовщиков — с анализом внутренних импульсов, которые должны стать помощниками в овладении хореографическим искусством, будь то классика или современные формы балета. Он предлагает по-новому рассматривать технику классического балета и фактически стирает противоречия между классическим и современным танцем.

Современные формы танца

В области методик преподавания современного танца мировые взгляды более свободны, однако для России это направление относительно молодое. Если классическому балету — 300 лет, то современному — около ста. В России профессионального современного танца практически нет, поэтому нет системы и институтов для его становления. Однако потребность в его существовании и развитии в стране стремительно растёт, ведь он открывает дополнительные возможности для молодых артистов найти свой путь, реализоваться в профессии, выходить на мировые сцены и создавать свои собственные техники танца.

В Самарском хореографическом училище начали проводить работу и в этом направлении, сотрудничая с московским домом танца «ТанцХауз», развивающим систему повышения квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений. Молодой педагог Самарского училища Татьяна Евгеньевна Красильникова уже посетила семинар по технике Рудольфа фон Лабана, которая считается базой современного танца. Это универсальная система, направленная на анализ движений человека, осмысление пребывания в пространстве, работу с дыханием и осознанным управлением телом. Семинар вела Джоан ван дер Маст, международно признанный педагог и лицензированный методист из Голландии, ведущая технику современного танца и анализ движения по методу Лабана более 25 лет. Она сама по себе обладает энергетикой, способной вдохновить танцовщика на поиск собственного стиля. Подобной системы в России ещё нет, но на Западе её считают доминирующей в подготовке хореографов и педагогов.

Марина Федулова, директор Самарского хореографического училища (колледжа):

«В программе училища современный танец как направление присутствует, однако не все его вариации вписываются в формат нашего заведения. Признаюсь, были определённые опасения от сотрудничества с западными педагогами, но уроки, построенные по новой методике, вдохновили всех. То, что мы увидели на отчётных занятиях, приятно удивило — увлечённые студенты, интересные хореографические решения. Это своего рода расширение границ. Думаю, на следующем отчётном концерте мы уже что-нибудь покажем».

Редакция журнала «Самара и Губерния» продолжит наблюдать за творческими успехами студентов Самарского хореографического училища, освещать новые интересные проекты и результаты их реализации на большой сцене театра. Надеемся ещё не раз услышать фамилии самарских студентов на международных конкурсах и уверены, что выпускники училища найдут свой собственный творческий путь, ведь успешно освоенный ими классический танец является фундаментом всего хореографического искусства.

Автор: Ирина Киселенко

  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10