Воспитание искусством

БАЛЕТ ― ОДУХОТВОРЕННАЯ ПЛАСТИКА, ВОПЛОЩЕНИЕ МЫСЛИ В ДВИЖЕНИИ, ДУХОВНОГО В ТЕЛЕСНОМ

Журнал «PREMIER PRODUCT»
Июль 2013 г.

Происходящие на балетной сцене чудеса, виртуозные па, создаваемые фигурками танцоров, погружают в особый мир волшебства, в котором так легко и воздушно. Но балетными звездами не рождаются, а становятся — в частности, в стенах Самарского хореографического училища, где под чутким руководством опытных педагогов дети приобщаются к великому искусству танца. Какие данные необходимы для поступления и какие возможности открывает перед детьми обучение балетному мастерству — рассказывает директор училища Марина Федулова.

Марина Васильевна, какие карьерные перспективы ожидают молодых людей и девушек после окончания Самарского хореографического училища?

Ровно через год, в 2014 году, наши первые выпускники, пройдя почти восьмилетний курс обучения, покинут стены нашего училища и начнут свою профессиональную карьеру артистов балета. Многие из них пополнят балетную труппу Самарского академического театра оперы и балета. Вообще интерес к этому прекрасному виду искусства как в России, так и в мире неуклонно растет, благодаря чему выпускникам российских хореографических училищ поступает немалое количество приглашений, в том числе и из-за рубежа. К сожалению, сценический век артиста балета короток — в 35 лет уже наступает пенсионный возраст. Но даже закончив сценическую карьеру, артисты балета в той или иной степени связывают свою жизнь с миром искусства, поскольку разного рода смежных профессий в этой сфере существует множество. Благодаря комплексному образованию, полученному в хореографическом училище, можно попробовать себя в других балетных профессиях: балетмейстера, режиссера, педагога-репетитора, преподавателя.

Какие данные необходимы ребенку для поступления в хореографическое училище?

Мы ведем довольно строгий отбор, в основе которого лежат природные физические данные. Здесь существует много тонкостей. Каждый год мы набираем новые группы численностью не более десяти ребят, в то время как конкурс, в среднем, составляет около 3–4 человек на место. Родители часто приводят к нам детей, занимавшихся ранее спортом, например, художественной гимнастикой или фигурным катанием. Но мышцы у таких ребят, как правило, уже сформированы неподходящим для балета образом, и зачастую мы вынуждены им отказывать. Принимаем тех деток, кто от природы одарен заниматься балетом, в которых сразу виден потенциал. Если к этому добавляется желание и умение работать, то результаты не заставят себя долго ждать.

Многие родители опасаются отдавать своих детей в хореографическое училище, так как наслышаны о больших физических нагрузках, слишком строгой дисциплине и множестве ограничений.

Это довольно распространенный миф, существующий в отношении балета. Чаще всего подобные слова можно услышать из уст людей, чрезвычайно далеких от идеалов здорового образа жизни. В действительности же правильное питание и грамотные физические нагрузки являются залогом здоровья и долголетия. Приведу простой пример: средняя продолжительность жизни среди артистов балета составляет 82 года, тогда как по стране этот показатель едва достигает 64 лет. Дисциплина, безусловно, является неотъемлемой составляющей нашего обучения. Связано это с тем, что подержание нужной физической формы требует регулярных упорных занятий. Однако балет — это не только физическая подготовка, но также и воспитание характера, духовных и эстетических ориентиров личности. Занятия формируют выдержку и ответственность, учат ценить красоту и высокое искусство, прививают систему ценностей, основанную на традиции и духовных началах. Все это ограждает детей от вредного влияния улицы, что является немаловажным для родителей.

Ваше училище сотрудничает с Самарским академическим театром оперы и балета. С какого возраста юные артисты начинают принимать участие в спектаклях театра?

Дети участвуют в репертуарных спектаклях нашего театра с самого первого года обучения. А некоторые студенты старших курсов танцуют не только в кордебалете, но и исполняют даже небольшие сольные партии. На мой взгляд, такая сценическая практика — это чрезвычайно важный опыт для дальнейшей карьеры юных артистов. Ощущение зрительской энергии, взаимодействие с аудиторией, аплодисменты — все это является для наших воспитанников хорошим стимулом. С участием студентов проходят спектакли «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Лебединой озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Павильон Армиды», «Баядерка», «Аида», «Дама Пик» и другие.

С момента открытия Самарского хореографического училища прошло семь лет. Можете ли Вы обозначить первые итоги?

Когда училище только создавалось, никто не мог дать полной гарантии, что все сложится удачно. Но сегодня, за год до первого выпуска, я с уверенностью могу сказать, что наше училище активно и успешно развивается, благодаря чему балетная труппа Самарского театра оперы и балета будет обеспечена новыми и, главное, талантливыми кадрами. Мы очень рады, что поддержка областного правительства дает возможность бесплатного обучения талантливых детей хореографическому искусству. Станут ли они звездами балета — будет зависеть только от них. Но вот что у нас «звездный» преподавательский состав — это я могу сказать с уверенностью, ведь художественным руководителем нашего училища является худрук балетной труппы Самарского театра оперы и балета, заслуженный артист России К. А. Шморгонер. У нас замечательные педагоги: заслуженная артистка России Е. В. Каменская, Т. В. Сергеева, Е. В. Терехова. Свое мастерство нашим студентам передают артисты балета А.Новоселова, А.Петров, Р.Геер, В.Шачнев и другие. Юные артисты имеют опыт участия в спектаклях, поставленных народной артисткой СССР Г. Т. Комлевой, народным артистом СССР В. В. Васильевым. Это счастье — обучаться профессии у таких замечательных мастеров.

  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10