Воспитание искусством

Балет, балет, балет...

«ГОРОД. Журнал о настоящем Тольятти»
№ 3 (июль) (51) 2013 г.

В моём советском детстве балета было много, на черно-белом экране телевизора то и дело порхали изящные танцовщицы в пышных пачках. Тогда балет был больше, чем балет, он был (по классику - авт.) одним из важнейших искусств, которым гордилась страна. В детском саду мы, девочки, держась за спинки стульев, повторяли волшебные движения ножками, представляя себя у балетного станка. Каждая не прочь была стать одной из тех, что на экране. Не менеджером, не финансистом, не юристом, а той, от кого невозможно оторвать завороженный взгляд… Имена Майи Плисецкой и Галины Улановой, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, Владимира Васильева и Екатерины Максимовой знали во всем мире. Первые лица государства были неизменными зрителями премьер, на балет приглашали иностранцев, зарубежные гастроли наших артистов проходили только с триумфом, — об этом с гордостью писали все советские газеты.

Хотят ли сейчас девочки стать балеринами, престижно ли мальчику выбрать такую профессию? На эти и другие вопросы отвечает Марина Васильевна Федулова, директор Самарского хореографического училища (колледжа) :

Да, хотят, в нашем училище приличный конкурс при поступлении: 4 человека на место. И это несмотря на то, что профессия жесткая, требующая большой самоотдачи, собранности, стремления к совершенству. Всего в год мы принимаем 10 человек. Условия приема не просты: здесь предусматривают наличие профессиональных сценических данных, что есть далеко не у всех детей. Это амплитуда шага, выворотность, гибкость, прыжок, музыкальный слух, чувство ритма, пропорциональность внешних данных.

Перед глазами возникла комичная героиня клоунессы Елены Воробей, одетая в балетную пачку, вопиющая: «Ну, возьмите меня!». Трудно, наверное, отказывать детской мечте?

И такое бывает, причем стать артистом балета во многих случаях хочет не ребенок, а его мама, которая мечтала о карьере танцовщицы в своем детстве. В первый балетный класс мы принимаем детей в возрасте 9–10 лет, это 5-ый класс общеобразовательной школы. В таком возрасте уже сам ребенок способен сделать выбор: сможет ли он посвятить себя балету или танцу. Что же касается поступления мальчиков, то их, действительно, меньше, чем девочек. Принято считать, что мужчина должен зарабатывать деньги, заниматься бизнесом, и тогда его можно считать мужественным, а танцевать на сцене — не мужское занятие. Но мне самой довелось увидеть, как наши гости — мальчики-кадеты после концерта выходили из зала, восхищенные физической формой, умением своих ровесников двигаться на сцене. Восторг был неподдельным. Я надеюсь, что со временем стереотип будет сломлен. Причем не искусственно, а именно с пониманием большого труда и уважения к артистам, кстати, в начале 20-го века были чисто мужские балеты и адажио. Артист балета должен уметь не только хорошо двигаться на сцене, но также быть мастером пантомимы, тонким знатоком драматургии и ценителем музыки, а это не каждому дано. Об этом можно судить даже по нашим специальным дисциплинам: классический и историко-бытовой танец, характерный, современный и дуэтный танец, актерское мастерство, сценическая практика, грим. Студенты изучают историю хореографического искусства и театра, основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано), музыкальную литературу.

Сколько лет нужно учиться, чтобы стать артистом балета?

Срок обучения 7 лет 10 месяцев. Студенты обучаются на бюджетной основе. С первого года обучения выплачивается стипендия, есть повышенная и персональная стипендии. Мы обеспечиваем репетиционной одеждой и сценическим костюмом, оплачиваем поездки на конкурсы. Два раза в год проводятся экзамены по профессиональным дисциплинам. С первых лет обучения наши воспитанники заняты в репертуарных спектаклях Самарского академического театра оперы и балета: «Анюта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Белоснежка и семь гномов», «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка». На сегодняшний день дети заняты в 13-ти спектаклях Самарского академического театра оперы и балета.

Случается ли «звездная болезнь» у тех, кто еще учится, но кому уже рукоплещут залы?

Случается, именно потому мы часто выезжаем на гастроли, конкурсы, концерты. Там наши дети видят своих сверстников, которые танцуют не только наравне, но случается, и лучше, достигают высоких побед и наград. А в школах-интернатах для детей-инвалидов, куда мы приезжаем с благотворительными концертами, наши студенты видят тех, кто не только не имеет природных данных для занятий балетом, но и с повседневными бытовыми проблемами из-за болезни справляется с трудом. Нам хочется, чтобы наши ученики жили не своим обособленным мирком, а были социально подготовлены к окружающей жизни, которая бурлит за стенами училища и порой очень отличается от той, что они видят в театре.

Нынешние студенты, пользующиеся смартфонами и планшетами, и танец, уходящий своей историей в века, — что их связывает?

Нить бесконечная, начало которой идет от любви наших именитых преподавателей к своей профессии. Балет в России всегда был элитным искусством. Наш коллектив не исключение. Художественный руководитель нашего колледжа Кирилл Александрович Шморгонер — заслуженный артист России, педагог, балетмейстер, лауреат международных конкурсов. Преподаватель характерного танца — заслуженная артистка России, балетмейстер Елена Васильевна Каменская. Все наши преподаватели и воспитатели — опытные мастера своего дела, знающие профессию изнутри, её трудности и проблемы. Более 60 взрослых людей занимаются и учат наших ребят. Осенью дети проходят церемонию посвящения в студенты. Впервые продумывая это мероприятие три года назад, мы долго выбирали и согласовывали дату. Учтя все «за» и «против», глядя в калентарь, решили — быть празднику 11 ноября. Спустя какое-то время, листая архив, я с удивлением обнаружила, что осенью 1941 года Государственный Большой театр СССР был эвакуирован в Куйбышев, как в «запасную столицу», и именно в этот день здесь был дан первый концерт. Вот так нить времен сплетает настоящее и прошлое… Вскоре наши первые выпускники, поступившие сюда 8 лет назад, получат дипломы государственного образца о среднем профессиональном образовании по специальности «Хореографическое искусство» с квалификацией «Артист балета». Они имеют хорошую подготовку для театров оперы и балета, музыкальных театров, театров музыкальной комедии, профессиональных хореографических коллективов. Через пять лет выпустим педагогов балета. Наше училище — это особое место для детей одарённых, и мы рады, что имеем поддержку правительства Самарской области в лице учредителя — министерства культуры Самарской области.

Сейчас при многих образовательных и культурных учреждениях созданы попечительские советы, у вас такой есть?

Мы хотели бы, чтобы был создан такой орган. Это дало бы всемерную поддержку талантливой молодежи. В последние годы в России отмечается большой интерес к спорту: строятся стадионы, комплексы и площадки. Про балет вспоминают нечасто. В нашем колледже мы учим и воспитываем молодых людей, ценящих великое искусство, следящих за своим здоровьем, уважающих своих педагогов. Даём им возможность показать себя на большой сцене. Но для полноценного развития балета и в частности, нашего колледжа, считаю, нужно объединить усилия государства и деятелей искусства. Так мы сохраним балет…
… Технолог Петухов из песни Юрия Визбора в 70-е годы прошлого столетия уверенно заявлял, что «даже в области балета мы впереди планеты всей!». Сохраняя традиции балетной школы, в Самарском хореографическом училище делают ставку на юные дарования. Здесь культ танца, как единственного способа достичь гармонии с миром и с самим собой…

  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10