Обретение красоты

САТОБ — «Фея кукол»

«Сетевой журнал о культуре», 21 июня 2014

«Фея кукол» — бессмертное творение Йозефа Байера, австрийского композитора, скрипача и дирижера. Однако, именно сегодняшний шедевр остался в репертуаре многих театров мира. В нем есть отголоски Венской музыки XIX века, а также отчетливо угадываются мотивы Ф. Шуберта и И. Штрауса.

Первая премьера данного балета состоялась 4 октября 1888 года в придворном театре Вены (Австрия). В России премьера состоялась на сцене Большого театра 20 февраля 1897 года.

А через 7 лет (1903г.) балет «Фея кукол» был поставлен Мариинским театром (хореографы Сергей и Николай Легат). Грамотно подобранные исполнители ведущих партий обеспечили невероятный успех постановке.

Самарский академический театр оперы и балета обращается к этой постановке уже в третий раз, предыдущие премьеры прошли в 1981 и 1897 годах и были осуществлены с участием воспитанников Детской хореографической студии...

Сегодняшняя версия не стала исключением. Главные партии в балете исполняют выпускники Самарского хореографического училища (колледж) и его же студенты. Чем же уникальна именно Самарская постановка от многочисленных других? Начнем по порядку: Изначально в данном балете сюжета практически нет, он служит некоторым фоном или даже, я бы сказал, подсказкой для зрителя о том, что происходит.

Некоторые это «Вампукой» — т.е. по большей части все движения не имеют никакого смыслового посыла и обозначают лишь то, чем являются на самом деле: технически сложным и необычайно красивым танцем. Режиссер и хореографы не стали пытаться изобретать что-то необычное или искать неординарного подхода. Они пошли самым лучшим путем в данном случае: «А что если показать зрителю именно то, чем изначально является именно этот балет?». Теперь давайте добавим сюда отличную работу со светом и видеопроекциями (А. Щенников и В. Поротькин), усиливающую музыкальную атмосферу, и безупречную хореографию (Георгий Касаткин) и мы получим зрелище пробирающее до самой глубины души. И дело будет вовсе не в трогательном сюжете, как например в «Баядерке», а просто от непередаваемой красоты происходящего на сцене.

Декорации (Елена Соловьева) довольно простые, если говорить о технической стороне, но невероятно красивые. Несмотря на то, что мы говорим о них отдельно, красота происходящего возникает лишь в тесной совокупности всего. Если мы уберем хоть один элемент, то все растает словно иллюзия. И это, я считаю, очень правильный подход. Костюмы героев (Наталья Земалиндинова) получились очень красивыми и достоверными для эпохи жизни композитора, куклы действительно выглядят куклами, а сословия и персонажи легко угадываются.

Теперь несколько слов о самих исполнителях: все они либо еще учащиеся самарского хореографического училища, либо его выпускники (первый выпуск 2014 года). Лишь два персонажа: покупатель и учитель лицея исполняются именно солистами нашей балетной труппы Дмитрием Пономаревым и Антоном Зиминым. Однако студенты и выпускники чувствуют себя на сцене отнюдь не хуже маститых профессионалов. Движения отточены, легки, пластичны и, самое главное, красивы. Синхронные движения действительно синхронны, оторваться крайне тяжело.

Добавлю немного субъективного мнения отметив понравившиеся лично мне сцены и исполнения: Разумеется это восточная и испанская куклы (Алина Дурнова и Эвелина Гуркина), напомнившие мне моих любимых Баядерок и Китри из балетов Л. Минкуса. Да это повлияло на мое восприятие и симпатию.

Сцена совместного танца Пьеро и Арлекина (Александр Лебединский и Никита Смолькин) — мало того, что все сделанное ими очень технично, артисты так же порадовали качественными поддержками и очень высокими прыжками (понимающие люди знают, что артисты способные на высокие прыжки — слабое место многих театров).

Из минусов можно отметить только исполнение спектакля под фонограмму. Однако, как мы уже не один раз писали, это добавляет сложности для артистов, и безупречное исполнение добавляет им еще один бал. Также стоит сказать, что возможность использования живого оркестра еще будет рассматриваться.

Итог: мы получили прекрасный и легкий балет, настоящий шедевр, который пополнит детский репертуар театра, и который будет приятно посмотреть как взрослому, так ребенку.

Минувшая премьера это доказала несмолкающими оглушительными овациями и огромным морем цветов для исполнителей.

Антон Никтаров

Источник

  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10