Обретение красоты

МОЛОДЫЕ ЗВЁЗДЫ ВЕЧНОГО ИСКУССТВА

«Самаpa & Губерния», № 1/2015

Хореографическая одарённость

Одарённость - одна из основных составляющих внутреннего мира человека. Своеобразны не только проявления одарённости, но и пути её становления. Дети, выбравшие для себя путь артиста, чувствуют свою исключительность от природы, но ничто так не нуждается в поддержке, как талант. С момента поступления детей в хореографическое училище начинается сложный процесс их обучения основам классического танца. Этот процесс длится минимум 8 лет и влияет на траекторию развития каждого будущего артиста. Речь идёт, с одной стороны, о поддержке процессов индивидуализации детей, ведь талант всегда штучен. С другой стороны - о поддержке процессов социализации, так как в силу выраженных индивидуальных особенностей детей, чей мир отличается глубоким погружением в область искусства, возникает разрыв с реальной действительностью.

Поэтому в хореографическом училище основным условием становления и поддержки одарённости становится развитие способности детей к самоопределению и самореализации, формированию адекватной самооценки.

Приоритет ценностей искусства, творчества, «жёсткий» насыщенный темп жизни, колоссальное напряжение физических и психических сил, трудолюбие в высшем проявлении, раннее участие в профессиональной деятельности - сложившиеся требования в обучении классическому танцу. Поэтому процесс ввода в профессию требует от руководства и педагогов училища осторожного и грамотного подхода. Во всех сферах жизни училища создаётся атмосфера творчества. С целью мотивации детей и совершенствования мастерства педагогов постоянно приглашаются преподаватели из Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Новые впечатления и источники, являющиеся необходимой «пищей» для таланта, черпаются из участия воспитанников в международных проектах, конкурсах и мастер-классах именитых педагогов.

Международный опыт

В феврале 2015 года в городе Берлин (Германия) в XII Международном хореографическом фестивале-конкурсе для детей и юношества «Танцевальный Олимп» принимала участие студентка Самарского хореографического училища Вера Чумаченко. На одной сцене свои номера представили студенты из разных стран: Германии, России, Бразилии, Кореи, Швейцарии, Мексики, Португалии, Бельгии, Украины, США, Венгрии, Франции и Японии. Для Самарского хореографического училища это был первый опыт участия в конкурсе такого уровня. Второй площадкой для юной балерины стала сцена в городе Бари (Италия). Этот конкурс собрал более 1000 участников со всего мира. Были представлены Национальный балет Грузии, Национальный балет Токио, различные школы классического танца Италии, Сербии и других стран. Международный конкурс артистов балета «Интернациональный балет и современный танец» принёс Вере Чумаченко звание «Дипломант международного конкурса». Директор Училища Марина Васильевна Федулова рассказала о несравненном опыте для юной балерины: «Это был наш первый опыт участия в международном конкурсе за пределами страны. Он ценен тем, что даёт возможность расширить границы культуры и восприятия окружающего мира; сравнить школы классического танца и оценить собственный профессиональный уровень как классического исполнителя. Наша студентка достойно представила Самарское хореографическое училище. Борьба развернулась нешуточная, было много сильных коллективов, потрясающих по энергетике и технике исполнения номеров». Современные конкурсы дают возможность юным артистам почувствовать мощь профессионализма именитых педагогов. В Германии Вере Чумаченко представилась возможность посетить мастер-класс Валентины Савиной. А в Италии Вера принимала участие в семинаре народной артистки СССР, прима-балерины Большого театра СССР Нины Ананиашвили. Вера Чумаченко: «Конкурс произвёл на меня большое впечатление. А семинар Нины Ананиашвили оказался очень полезным, содержательным и интересным». Марина Васильевна: «Кроме того, мы увидели высочайший уровень хореографии, вновь убедились в бесконечных возможностях искусства».

Новый проект

Ещё один проект, который готовит училище уже в родных стенах, - это приглашение профессора, специалиста в области балетной педагогики Мартина Путтке. Под его руководством государственная балетная школа Берлина стала одной из ведущих на Западе. Он разработал новую обучающую педагогическую концепцию, прежде всего для классического танца, на основе слияния танцевальной дидактики, танцевальной методики, нейрокогнитивных методов и биомеханики DANAMOS - Dance native Motion System.

Рождение методики произошло в ответ на стремление оживить классику. Балет должен соответствовать современной культурной ситуации, и для этого необходимы изменения внутри него. Классический балет представляет собой традицию, канон допустимых правил, общепринятых норм. Современный же балет принадлежит к другому типу культуры. Это не просто рассказ истории, это многоуровневый текст, имеющий множество вариантов прочтений. Именно это и расширяет границы балета, позволяя ему использовать разные способы передачи образов, которые теперь становятся важнее рассказа. Это обогащает старинное искусство, омолаживает его.

По мнению Мартина Путтке, классический балет недостаточно учитывает личностные особенности и физические предпосылки артиста. «Я преподаю классику по-другому, и вследствие этого танцовщики имеют совершенно другой опыт работы с их собственной индивидуальностью. Я обращаюсь к естественным движениям артиста и могу описать все движения человеческого тела семью элементами. У А.Я. Вагановой их около 450. Это, конечно, гениально, но моя система устраняет разделение на классический и современный балет. Артисты, обученные методу DANAMOS, могут всё!»

В профессиональных кругах метод Мартина Путтке получил славу революционного, а сам педагог олицетворяет Европу завтрашнего дня.

С каждым днём балет становится всё сложнее: расширяются возможности самого танца, усложняются декорации, визуальное пространство. Для того чтобы совершенствоваться, нужно постоянно развиваться, привносить что-то новое, живое, свободное, поэтому Самарское хореографическое училище стремится использовать в своей деятельности лучшие практики хореографического искусства.

Для столь молодого учреждения культуры нашего города результаты воспитания одарённых детей уже впечатляют. Желаем педагогам и директору училища Марине Васильевне Федуловой следовать намеченному пути в раскрытии талантов и покорении мировых сцен.

  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10