Обретение красоты

Растет балетная смена

До первого артистического выпуска осталось два года



В Самарском театре оперы и балета прошел академический отчетный концерт местного хореографического училища, в котором приняли участие воспитанники всех имеющихся в нем на сегодняшний день учебных ступеней - от первого класса до первого курса.

Хореографическому училищу, самому молодому в области специальному творческому учебному заведению, которое имеет статус колледжа, исполняется шесть лет. Учитывая, что срок обучения по специальности «Артист балета» составляет около восьми лет, до первого выпуска еще предстоит прожить два года. Но уже сегодня можно быть уверенным, что балетная труппа нашего театра вскоре будет регулярно получать взращенное в местных пенатах хорошо подготовленное пополнение. Это давняя мечта служителей Терпсихоры Самары, где вот уже 80 лет существует оперный театр и 55 лет – Волжский русский народный хор со своим самобытным танцевальным коллективом.

Из ближайшего окружения Самары гораздо раньше, чем у нас, проблему создания собственных хореографических училищ удалось решить в Казани, Уфе и Нижнем Новгороде, и это уже дало свои результаты: балетные труппы в этих городах не ощущают кадрового дефицита.

Самарское хореографическое училище родилось не на пустом месте. Более полувека назад, в 1960 году, при оперном театре по инициативе тогдашнего главного балетмейстера театра заслуженного деятеля искусств России Натальи Даниловой была открыта Центральная хореографическая школа, без которой существование профессионального балета в нашем городе было бы невозможным. Выпускники школы в течение всех этих лет являлись свежей кровью, которой подпитывалась балетная труппа театра. Сегодня они составляют половину творческого состава труппы.

Успешная работа хореографической школы - свидетельство того, что в Самаре имеются квалифицированные педагоги, которым по силам обеспечить полноценное функционирование аналогичного по профилю, но имеющего более высокий статус учебного заведения. В свое время это подтвердила экспертиза преподавательского состава школы специалистами Санкт-Петербургской академии русского балета имени Вагановой.

Однако школа – это все-таки не училище, и многие способные молодые люди, решившие связать свою судьбу с танцевальным искусством, за обретением полноценного диплома артиста балета были вынуждены уезжать из Самары. Ориентироваться же на приглашение иногородних танцовщиков при отсутствии у театра жилья достаточно сложно.

Обучение в хореографическом училище ведется по программам, включающим полный набор специальных предметов: классический, дуэтный, характерный, историко-бытовой и современный танцы, актерское мастерство и сценическую практику. Учащиеся изучают историю театра и балета, музыкальную литературу, общее фортепиано, а также все общеобразовательные предметы.

Можно вспомнить, что в момент образования училища ему был передан колоритный, являющийся памятником архитектуры особняк по улице Галактионовской, 102, - на углу с Вилоновской улицей. В этом здании после реконструкции и капитального ремонта должны были разместиться балетные залы и учебные классы по общеобразовательным предметам, а также комнаты отдыха, столовая, видеотека, костюмерная, медпункт. Однако ввод здания в эксплуатацию явно задерживается. Пока училище не получило и обещанное помещение для столь необходимого ему интерната, а это значительно уменьшает приток учащихся из районов нашей области, а возможно, и из других регионов страны.

Итак, об отчетном концерте. Его программу составили фрагменты из классических балетов и номера, решенные в канонах классической хореографии. И то, и другое, естественно, адаптировано к реальным техническим возможностям юных исполнителей. Уже с самого первого номера – «Восточного танца» на музыку симфонической поэмы Римского-Корсакова «Шехерезада» стала очевидна сверхзадача педагогов – привить учащимся умение четко выполнять базовый набор элементов, составляющих саму основу классического танца. Правда, в подчеркнуто чувственной и экзотической по характеру музыке этого фрагмента юным исполнителям пока еще не доставало эмоциональной наполненности, в связи с чем многие узнаваемые движения и позы более походили на старательно выполняемые гимнастические упражнения. Такое же ощущение оставил и еще один развернутый характерный номер программы – чардаш из балета Делиба «Коппелия».

Во фрагменте из «Классической симфонии» Прокофьева две танцевальные пары учащихся четвертого класса попробовали себя в стилистике симфонического танца, требующего особого эмоционального тонуса и внутренней энергетики, которые юным танцовщикам еще предстоит обрести.

Намного органичнее выглядели номера, приближенные к «чистой» классике. Понравились воздушная, легкая Любовь Сивукова в бравурной вариации Лизы из «Тщетной предосторожности» Гертеля, неплохо оснащенная технически Евгения Малинина в вариации из «Эсмеральды» Пуни.

Слаженность и четкость исполнения отличали ансамблевые номера: элегическую сценку «Подснежник» на музыку Чайковского, которую станцевали совсем юные девочки второго и третьего балетных классов и игривую, озорную хореографическую миниатюру «Шутка» на музыку И.Баха в исполнении более старших воспитанниц.

Хорошее впечатление произвели развернутые, включающие сольные вариации па де де из балета Бюргмюллера «Пери» и па де труа из «Пахиты» Минкуса в исполнении старших по возрасту воспитанников училища - первокурсников, которые продемонстрировали достойную техническую оснащенность и сценическую органику.

Программу увенчала одна из самых ярких хореографических композиций Мариуса Петипа - сцена «Оживленный сад» из балета Адана «Корсар», в которой были заняты все воспитанники училища, а в качестве солистов выступили ведущие солисты балетной труппы театра лауреаты международных конкурсов Екатерина Первушина и Виктор Мулыгин. В антракте концерта мы поговорили с тремя его участниками: 15-летними Маргаритой Пивкиной и Любовью Сивуковой и 17-летним Денисом Смолькиным – исполнителями номера из «Пахиты». Всех этих ребят привели в свое время в училище их мамы. Маргарита призналась, что не имела тогда ни малейшего представления о том, что такое балет. Зато теперь это дело всей ее жизни, по существу кроме балета ее больше ничего не интересует. Как и Люба, она мечтает танцевать на «главных сценах мира, быть единственной, ни на кого не похожей». У обеих есть идеалы, к которым нужно стремиться, но которые ни в коем случае не нужно копировать..

Столь же уверенным в себе и оптимистичным показался Денис Смолькин, которому очень нравится учиться балетному искусству. Он мечтает стать именно классическим - не характерным – танцовщиком, таким, как Иван Васильев, и дебютировать на сцене в партии Базиля в «Дон Кихоте». Что ж, пожелаем и этим ребятам, и их соученикам, чтобы сбылись все их мечты и надежды. Кто знает, может быть, из нашего хореографического училища выйдут новые Павловы и Нуриевы, которые прославят самарский балет.

«Самарские известия», Валерий Иванов, № 94 (6283) от 01.06.12
  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10