Развитие таланта

Маленькие лебеди

Хореографическое училище при Самарском театре оперы и балета объявляет новый набор

Одна из многих причин, позволяющая нам гордиться своим городом, – открытие в Самаре хореографического училища-колледжа при театре оперы и балета. Это уникальное учебное заведение – во всей огромной России насчитывается всего десять профессиональных хореографических училищ.

Как все начиналось? Шесть лет назад вышло постановление правительства Самарской области: в целях создания условий для профессионального образования детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности в области хореографического искусства, было принято решение о создании государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарское хореографическое училище (колледж)».

Основателями-учредителями многообещающего проекта выступили министерство культуры Самарской области и областное министерство имущественных отношений. 31 июля 2012 года училищу исполнится 6 лет, а студентам колледжа первого набора останется всего один год и 10 месяцев до получения полноправного статуса «артист балета»: такая квалификация присуждается выпускникам училища.

Впрочем, сценическую деятельность воспитанники училища начинают задолго до получения диплома – с первого класса обучения детям предоставляется возможность практики: юные дарования приглашаются к участию в постановках и концертах Самарского академического театра оперы и балета, в областных мероприятиях. Так, в балете «Дон Кихот» учащиеся исполняют партии поварят и амурчиков, в балете «Баядерка» – арапчат и танец с кувшином. Студенты заняты в репертуарных спектаклях «Анюта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель». Специально для них был поставлен балет «Белоснежка и семь гномов».

Особый статус училища позволяет готовить новое поколение артистов балета под опытным руководством уже состоявшихся мастеров. Воспитанники училища осваивают высокое искусство балета под началом выдающихся педагогов: заслуженных артистов России Елены Каменской, Романа Геера, Марины Дворянчиковой, Анны Новоселовой, Александра Петрова, Татьяны Сергеевой. Художественное руководство училищем осуществляет руководитель балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России, лауреат премии Мориса Бежара, профессор, лауреат международных конкурсов балетмейстеров Кирилл Шморгонер.

Тесная связь училища с театром оперы и балета предполагает особую систему отношений ученика и учителя. Индивидуальный подход (количество детей в балетных классах – 10 человек) означает намного более чуткое отношение, более пристальное внимание к человеку, чем в обычной школе. Ведь уже с десятилетнего возраста они – потенциальные артисты театра оперы и балета. Работа учителей в хореографическом колледже – не просто обучение технике танца: она несводима к такому однозначному определению, эта работа в своей основе подразумевает духовное наставничество, эстетическое воспитание. Ведь балет – это особого свойства магия искусства… Специфика училища состоит и в тесном соединении профессионального и общего образования. На базе начального общего реализуется программа среднего профобразования: будущих артистов балета набирают по окончании начальной школы (5–6 классы). После серьезного конкурсного отбора дети начинают обучение сразу по нескольким программам художественно-эстетического развития. Структура учебного плана сочетает в рамках единого учебного процесса несколько уровней образования – одновременно осваиваются программы дополнительного, общего и среднего профессионального образования. После девятого класса (по меркам обычной школы) количество специальных дисциплин возрастает. При этом студенты, осваивающие уникальную специальность «артист балета», также получают и музыкальное образование. Набор в училище происходит на конкурсной основе ежегодно в апреле – июне в два этапа. Первый тур – это отбор, где основные критерии – так называемые специальные параметры тела – растяжка, состояние мышц, навыки координации, некоторые специфические моменты. Например, «выворотность». Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors, когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный, и голеностопный.

На втором туре нужно продемонстрировать художественные способности: пластичность, ритмичность, эмоционально-образную выразительность, артистичность, а также музыкальную восприимчивость.

Два тура – два базовых основания для формирования качеств будущего артиста балета. С одной стороны, для поддержания в идеальном состоянии рабочего инструмента артиста – тела – необходимо наличие, собственно говоря, жестких качеств борца: силы воли, выдержки, умения справляться с тяжелыми нагрузками. И в то же время, передать на языке тела страдания обманутой Жизели, муки светлой Одетты и ликование темной Одиллии невозможно без глубокого драматического переживания, без высокого художественно-эстетического уровня развития. Органичный синтез трудолюбия, дисциплины, профессионализма и чувства прекрасного – вот что определяет настоящего артиста балета. Кстати, девиз училища – «Воспитание таланта и обретение красоты». Насколько успешно все это воплощается на практике, можно увидеть на отчетном гала-концерте студентов хореографического училища, который состоится на сцене Самарского академического театра оперы и балета 22 мая. Вход по предварительной регистрации и пригласительным билетам.

Проведение отчетных гала-концертов на сцене театра стало хорошей традицией колледжа. Но, помимо этого, воспитанники училища принимают участие в многочисленных областных мероприятиях – спектаклях, постановках и концертах. А также собираются принять участие в детско-юношеских конкурсах международного уровня: в Екатеринбурге (конкурс исполнителей классического танца «Щелкунчик приглашает») и в Перми, в XII Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск-2012» им. Екатерины Максимовой. С нетерпением будем ждать побед наших юных земляков. И транслировать им свою горячую человеческую поддержку!


«Свежая газета», Наталья Иванкина, №3-4, апрель 2012
  • slide_1
  • slide_2
  • slide_3
  • slide_4
  • slide_5
  • slide_6
  • slide_7
  • slide_8
  • slide_9
  • slide_10